A+ R A-

Город Гданьск

 

Регион: Поморское воеводство 
Население: 456 тысяч 
Площадь: 262 км² 
Высота: 13 метров над уровнем моря 
Девиз: Без спешки и робости

Гданьск, который примерно за тысячу лет существования многократно менял хозяев, император Наполеон I именовал "ключом ко всему". Один из главных портовых городов Балтийского моря, до 1945 год известный как Данциг, находился под властью Польши, Тевтонского ордена, Пруссии и позже - Германии. К моменту, когда в 1939 году Вторая мировая война началась с захвата Данцига, он имел статус вольного города с собственными конституцией, гимном и валютой. С 1945 года город существует под польской юрисдикцией.

За свою бурную историю город неизменно являлся центром торговли и коммерции. Многие достопримечательности Гданьска сохранились со времен членства в Ганзейском союзе. Причем по архитектурному стилю их можно отнести как к фламандскому, так и к польскому или немецкому происхождению. Свидетельства истории по-прежнему живут в строениях Гданьска, несмотря на то, что за последние 60 лет многие из них подверглись перестройке. Правда, в основном, они представлены вдали от центра города, в том числе на берегу моря, на судоверфях, которые оказали огромное влияние на новейшую историю города. Именно в этих местах зародился независимый профсоюз "Солидарность", чья оппозиционная деятельность привела к развалу коммунистического строя в 1989 году. Впоследствии лидер "Солидарности" Лех Валенса стал президентом Польши.

Располагаясь в устье реки Мотлава, вблизи от устья Вислы с ее километровой протяженностью, Гданьск остается важнейшим морским портом Польши. Вместе с Гдыней и курортным городом Сопот Гданьск образует союз Труймясто, который раскинулся на 25 километрах побережья Балтийского моря.

ИСТОРИЯ 
Поселение в устье реки Мотлава появилось в VII веке. Под владычеством Тевтонского ордена оно разрослось в город, известный как Данциг, который в 1454 году вступил в вассальную зависимость от Польской монархии. К середине XVI город стал крупнейшим в Польше. Он приютил многочисленных иноземных торговцев, однако войны способствовали экономическому спаду, который привел к аннексии Пруссией в 1793 году. Не считая периода вольного города с 1807 по 1814 год, до 1918 года и окончания Первой мировой войны Гданьск находился под прусской и затем немецкой властью.

Версальский мирный договор вернул Гданську статус вольного города, продержавшийся до начала Второй мировой войны. Первого сентября 1939 года броненосец "Шлезвиг-Гольштейн" атаковал польский военно-транзитный склад, расположенный в форте на полуострове Вестерплатте близ Гданьска. По окончании войны город, сильно пострадавший от бомбежек, перешел Польше. Тщательная реконструкция была завершена в 1970 году. Вскоре пришла пора антиправительственных демонстраций, которые в конце концов привели к свержению генерального секретаря Польской объединенной рабочей партии Владислава Гомулки. Десять лет спустя на судоверфях Гданська было создано объединение профсоюзов "Солидарность". Лидер движения Лех Валенса, профессиональный электрик, возглавивший забастовку, а затем представлявший объединение на переговорах с правительством, в 1990 году стал президентом Польши.

 

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ 
Наиболее популярные места среди туристов находятся в Главном городе или возле улицы Длуга ("длинная улица") или Длугий Тарг ("длинный рынок"). Эти оживленные пешеходные пути окружены строениями, восстановленными в их историческом стиле (в основном, относящимся к XVII веку), и венчаются искусными городскими воротами.

Среди многочисленных церквей выделяется построенный в XV веке Костел Святой девы Марии ("базилика Мариацка") - крупнейшая в мире церковь из кирпича. Позади фонтана Нептуна находится Двор Артуса, в котором расположена самая высокая кафельная печь в Европе (10,65 м). На берегу высится крупнейший в средневековой Европе портовый кран, известный как Журавль. Корабль-музей "Солдек" поставлен на якорь на реке Мотлава. Монумент почитаемым трудягам с "Солдека" расположен на северной окраине города при входе на судоверфи.

Фан-зона: Plac Zebrań Ludowych (Площадь встречи людей) 
Гданьская фан-зона расположена недалеко от автобусного и железнодорожного вокзалов, она способна вместить 30 тысяч человек. Внутри находится гигантский экран, по которому зрители смогут следить за матчами ЕВРО-2012. В игровые дни фан-зона будет открыта с 12:00 до 1:00 по местному времени, в неигровые - с 14:00 до полуночи. Здесь в прямом эфире будут транслироваться все матчи чемпионата, а между ними болельщики смогут перекусить и утолить жажду, проверить свои навыки в различных конкурсах, сыграть в футбол в формате пять на пять, посетить концерты звезд эстрады и послушать свежие сеты модных диджеев.

ТРАНСПОРТ 
До города и из города
 
В 14 километрах к западу от Гданьска находится аэропорт имени Леха Валенсы, откуда в числе прочих совершаются регулярные рейсы в Варшаву, Франкфурт, Мюнхен и Лондон. Несколько раз в неделю из Северного порта отплывают корабли в Нинасхамн (Стокгольм). Плотное автобусное сообщение с Варшавой обеспечивается за счет гданьского автобусного вокзала. С центральной железнодорожной станции ежедневно отправляются поезда в Варшаву (4,5 часа), Вроцлав (7,5) и Познань (4). Именно в Гданьске берет начало европейская велосипедная трасса EuroVelo 9, которая проходит через Чехию и Австрию, а заканчивается на побережье Адриатического моря в хорватском городе Пула.

Расстояние до других городов ЕВРО-2012: 
Познань - 305 км 
Варшава - 345 км 
Вроцлав - 480 км 
Львов - 725 км 
Киев - 1190 км  
Харьков - 1600 км 
Донецк - 1810 км

 

ФУТБОЛ 
Гданьск всегда пребывал на задворках польского футбола, поскольку находился далеко от таких городов, как Варшава, Хожув, Львов. Но один раз - в 1983 году - гданьская "Лехия" затмила своим блеском признанных грандов.

Созданный в 1945 году футбольный клуб не мог похвастать стабильностью и высокими достижениями. Сезон 1982/83, когда "Лехия" всего второй год выступала во второй по силе лиге, начинался для нее, как обычно, а закончился громким триумфом. Обыграв "Рух" и "Шленск", "Лехия" вышла в финал Кубка Польши, где одолела гливицкий "Пяст" со счетом 2:1.

Спустя пять недель точный удар Ежи Кручиньски в концовке матча принес "Лехии" победу над чемпионом страны "Лехом" в первом Суперкубке Польши. На этом удача не оставила гданьчан. В следующем сезоне они приняли участие в Кубке кубков, проведя две памятных встречи с "Ювентусом", а затем впервые за 21 год пробились в высший дивизион. Правда, "Лехия" осталась верна себе и через четыре года вылетела обратно во второй.

К 2001 году "Лехия" из-за организационных и финансовых проблем скатилась в шестой дивизион. На радость болельщикам, в числе которых экс-президент Польши Лех Валенса и премьер-министр Дональд Туск, всего за восемь лет бело-зеленые вернулись в высшую лигу. Радость усиливали неудачи самого принципиального соперника - "Арки". Гдыньская команда проиграла "Лехии" пять дерби из шести и в сезоне 2010/11 покинула элиту.

Если "Лехия" и более мелкие гданьские команды, такие как, например, "Полония", появились лишь в 1945 году, то "Арка" из близлежащей Гдыни была основана в 20-х. Вообще, в Гданьске богатые футбольные традиции. Первая местная команда - "Данциг" - родилась в апреле 1903 года и спустя девять лет выиграла региональный чемпионат. В 1934 году ее успех повторил местный "Пройссен".

Переобородувание микроавтобусов