A+ R A-

Город Варшава

 

Регион: Мазовия 
Население: 1 711 000 
Площадь: 517 км² 
Высота: 106 метров над уровнем моря 
Девиз: Contemnit Procellas ("Бросает вызов штормам")

Варшава - город-феникс, в котором смешались многие архитектурные стили. К концу Второй мировой войны в результате бомбардировок и целенаправленного разрушения столица практически лежала в руинах, тогда как число жертв среди населения насчитывало около миллиона человек. Однако город восстал из пепла и сегодня вновь представляет собой пульсирующее сердце Польши, ее политический, образовательный, культурный и экономический центр.

Варшава любит поражать воображение. Символом города, расположенного в 300 километрах от побережья, является русалка. Первопричина неизвестна, но легенда гласит, что две дочери греческого бога Тритона отправились в путешествие по водным глубинам. Одна из них решила остаться на датском побережье, где ныне стоит Копенгаген. Другая отправилась вверх по реке Висле мимо Гданьска и в итоге вышла передохнуть на берег деревни. Окрестные рыбаки сбежались насладиться ее красой и пением. Услышал песни русалки и алчный купец, который взял ее в заточение.

ИСТОРИЯ 
Большую часть своей истории Варшава служила объектом завоеваний. В 1596 году она обрела статус столицы Польши, которой до этого был Краков. В 1795 году город перешел под контроль Пруссии и превратился в столицу провинции.

С 1815 года до Первой мировой войны Варшава находилась в составе Российской империи. После этого в течение 21 года город с населением в 1,3 миллиона жителей был столицей независимого польского государства, но 1 сентября 1939 года на него обрушились первые немецкие бомбы, возвестившие о начале Второй мировой. Город продержался всего месяц. Шесть лет спустя, когда советские танки вошли в Варшаву для освобождения, город лежал в руинах. Во время войны жители Варшавы дважды устраивали антинацистские восстания - один раз в гетто, другой раз по всему городу, однако в обоих случаях они были подавлены. Всего за время оккупации погибло около 800 тысяч варшавян. После освобождения Варшава вновь стала столицей Польши, а некоторые исторические здания были восстановлены.

 

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ 
Заново отстроенный в 80-е исторический центр Варшавы был внесен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. На площади одного квадратного километра расположено множество памятников, на общем фоне которых выделяется Королевский замок. Во время Второй мировой он был взорван. Впоследствии резиденция многих князей, царей, а с 1918 по 1939 год и президента Польши, была тщательно восстановлена и открыла двери для туристов со всего мира.

Вместе с замком реконструкции подверглась большая часть Старого города. Исторически на площади рынка Старого города сохранились всего два дома под номерами 34 и 36. В северной части площади стоит Национальный музей Варшавы - один из примерно 60 музеев польской столицы.

Особое значение имеют Исторический музей и музей Восстания в варшавском гетто, которые находятся на территории самого бывшего гетто. Еврейская часть Варшавы практически не сохранилась, однако всюду можно встретить напоминания об этой трагической странице истории, включая памятники героям гетто и лидеру восстания Мордехаю Анелевичу. Южнее расположен королевский парк Лазенки с Дворцом на воде. В день летнего солнцестояния на Висле проводится фестиваль Вянки, уходящий корнями к языческим ритуалам. Девушки пускают сплетенные венки в реку, чтобы узнать удастся ли им выйти замуж.

Фан-зона: Plac Defilad (Парадная Площадь) 
В Варшавской фан-зоне площадью в 120 тысяч квадратных метров сможет вместиться около ста тысяч людей. Внутри находятся шесть гигантских экранов, по которым зрители смогут следить за матчами ЕВРО-2012. Эта фан-зона будет открыта еще до начала турнира, время ее работы - с 10:00 до 1:00 по местному времени вплоть до 2 июля. Здесь в прямом эфире будут транслироваться все матчи чемпионата, а между ними болельщики смогут перекусить и утолить жажду, проверить свои навыки в различных конкурсах, сыграть в футбол в формате пять на пять, посетить концерты звезд эстрады и послушать свежие сеты модных диджеев.

ТРАНСПОРТ 
До города и из города 
Аэропорт имени Фредерика Шопена расположен в восьми километрах от центра города, с которым его связывает железная дорога. Основной маршрут идет из аэропорта к центральной станции города, однако стоит обратить внимание, что далеко не всегда она является конечной. Из Варшавы есть прямое железнодорожное сообщение с Вроцлавом (5 часов), Гданьском (4,5 часа), Познанью (3-4 часа), Львовом (14 часов, но с пересадкой быстрее) и Киевом (15 часов). В городе имеются два крупных автобусных терминала: Варшава-стадион, с которого отходят рейсы в восточном направлении, и Варшава-Заходня, обслуживающий маршруты в остальных направлениях, включая Гданьск и Вроцлав (в обоих случаях 5-7 часов).

Расстояния до других городов ЕВРО-2012: 
Познань – 320 км 
Вроцлав – 350 км 
Гданьск – 345 км 
Львов – 385 км 
Киев – 820 км 
Харьков – 1250 км 
Донецк – 1465 км

 

ФУТБОЛ 
Столетний юбилей в нынешнем году отпраздновал старейший клуб Варшавы -  "Полония", однако главной ударной силой польской столицы всегда считалась "Легия", успевшая поиграть в основной сетке Лиги чемпионов УЕФА.

Прошлый чемпионат Польши "Легия" провела откровенно неудачно, зато вновь подтвердила устоявшуюся репутацию кубкового бойца, в 14-й раз став обладательницей Кубка Польши. По количеству побед в этом турнире столичная дружина значительно опережает все остальные клубы страны. Для сравнения, "Гурник", занимающий второе место в кубковой табели о рангах, имеет в активе только шесть трофеев. В целом, начиная с середины 80-х, "Легия" безраздельно властвует в варшавском футболе, а ее первые серьезные успехи датируются 1955 и 1956 годами, когда команда дважды кряду оформляла "золотой дубль".

В разгар Первой мировой войны при Польском легионе, базировавшемся в Украине на Волыни, возникла футбольная команда, которая впоследствии передислоцировалась в Варшаву и стала называться "Легией". Клуб, входивший в структуру национальной армии вплоть до 1990 года, всегда находился на ведущих позициях в польском футболе. Два чемпионских титула были завоеваны в 1969 и 1970 годах, когда в рядах варшавцев блистал Казимеж Дейна, чья футболка с десятым номером в "Легии" выведена из обращения. В середине 90-х столичный клуб выиграл еще два комплекта золотых медалей, а также становился сильнейшим в стране в 2002-м и 2006-м. В списке самых титулованных клубов польской лиги армейцы занимают четвертое место.

На девятой позиции в данном рейтинге располагается старейший клуб Варшавы - "Полония". Первый розыгрыш чемпионата Польши в 1921 году она завершила второй, а пять лет спустя отпраздновала дебютное чемпионство. Затем команда, пусть и ненадолго, утвердилась в статусе самой популярной в стране благодаря тому, что выиграла первый послевоенный национальный чемпионат. В том году для определения сильнейшего проводился финал, который игрался на домашнем стадионе "Легии", поскольку старая арена "Полонии", находившаяся поблизости от еврейского гетто, была полностью разрушена.

Знаковым для "Полонии", в эпоху социализма считавшейся клубом железнодорожников, стал 1952 год, который был отмечен победой в национальном кубке и вылетом из высшего дивизиона. Расставание с элитой стало ощутимым ударом для "Полонии", которая не могла добиться повышения в классе на протяжении аж четырех десятилетий. "Черные футболки", как называют "Полонию" на родине, вышли из тени "Легии" на рубеже веков, завоевав в 2000-м второе чемпионское звание в своей истории, к которому через год добавился Кубок Польши. Правда, с тех пор команда не добивалась каких-либо значимых успехов, едва избежав вылета в сезоне 2009/10. Спасительной для "Полонии" стала домашняя победа в принципиальном дерби с "Легией" - первая за 10 лет.

На карте польского футбола успел засветиться еще один представитель Варшавы - команда под названием "Гвардия", обладатель Кубка Польши-1954. Ее славные дни давно позади, зато имя "Гвардии" навечно останется в истории польского футбола. Именно этой команде выпала честь впервые представить Польшу на европейской арене. В кампании 1955/56 "Гвардия" приняла участие в дебютном розыгрыше Кубка европейских чемпионов.

Переобородувание микроавтобусов